Чёрная Речка

Домашняя Вверх Доска почёта Истоки Леспромхоз Лесничество Власть Быт и культура Карты, планы Фото и Видео Великая война Воспоминания Статистика Стр. автора сайта Последние известия

        

 

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ

ЛИКБЕЗ

 

 

Железная дорога -

        проложенный на местности рельсовый путь, предназначенный для движения специального подвижного состава. Название "Ж. д." появилось в русском языке как буквальный перевод с французского chemin de fer; в просторечии также бытовали слова "железнярка", "железка", "чугунка". В современном понимании  Ж. д. - комплексное предприятие, располагающее всеми техническими средствами, обслуживаемыми специалистами, осуществляющими эксплуатацию этих средств и организующими перевозки грузов и пассажиров. По назначению различают Ж. д. магистральные (общего пользования) и промышленного транспорта, а также городские - метрополитен и трамвай. Ж. д. - крупнейшая административно-территориальная единица ж/д транспорта общего пользования. По числу путей Ж. д. делятся на одно-, двух- и многопутные. Как правило, строительство Ж. д. ведётся сначала под один главный путь, а после начала эксплуатации, в случае хозяйственной необходимости прокладывают вторые пути. При строительстве Ж. д. используются путеукладчики с применением звеносборочных поточных линий и других землеройных и путевых машин.      

Железнодорожный путь -

        комплекс линейных и сосредоточенных линейных  инженерных сооружений и обустройств, расположенных в полосе отвода, образующих дорогу с направляющей рельсовой колеёй; предназначен для бесперебойного круглогодичного движения подвижного состава. Ж. п. состоит из верхнего строения пути, земляного полотна с укрепительными устройствами, сооружениями, водоотводными и регуляционными сооружениями, а также искусственных сооружений, специальных защитных устройств на полосе отвода (снегозадерживающих сооружений и лесонасаждений, противолавинных сооружений, задерживающих стенок, нагорных и водоотводных канав и др.) Ж. п. оборудуются специальными  путевыми и  сигнальными знаками, указывающими километраж, уклоны, начало и конец параметры кривых и пр. Верхнее строение пути состоит из рельсо - шпальной решётки, образованной рельсами соединёнными между собой стыковыми накладками, а со шпалами - промежуточными скреплениями, заглублёнными в балластный слой, который вне искусственных сооружений опирается на основную площадку земляного полотна. Верхнее строение пути на мостах при ж.бетонном балластном корыте представляет из себя обычную рельсо - шпальную решётку на балластном основании; на металлических мостах рельсы укладываются на деревянные мостовые брусья или на ж.бетонные плиты, которые высокопрочными болтами прикрепляются к продольным балкам. Для предотвращения схода колёс подвижного состава в пределах моста рядом с путевыми рельсами укладывают контррельсы и при деревянных поперечинах - противоугонные охранные брусья. В тоннелях обычно применяется типовая конструкция верхнего строения пути на балластном основании, либо более рациональная конструкция - на бетонном основании (напр. в Московском метрополитене), или с прикреплением рельсов через промежуточные амортизаторы к ж.бетонным плитам.

        Расстояние между рабочими кантами рельсов зависит от соответствующих размеров колёсных пар и колеблется в значительных пределах. Узкая колея (500, 750, 914, 1000 и др.) применяется с грузонапряжённостью до 15 млн. т х км брутто/(км х год) при движении до 100 км/ч (в Японии до 120 км/ч при колее 1067 мм). Такие дороги строятся в Африке, на юго-востоке Азии, в Латинской Америке , в нашей стране (в основном на путях пром. транспорта). Широкая колея - 1435 мм (США, Канада, Мексика, страны Западной Европы , скоростные линии Японии), 1520 мм (отечественные ж. дороги, Финляндия); 1600 мм (некоторые ж/д Австралии, Бразилии); 1676 мм (ж/д Испании, Аргентины, некоторые ж/д Индии, др. стран) применяется на линиях с грузонапряжённостью 170 - 190  млн. т х км брутто/(км х год) со скоростями 120 - 160 км/ч, максимально возможная скорость достигает 350 км/ч.

        Тип верхнего строения пути в значительной степени определяется линейной плотностью укладываемых рельсов (массой рельса длиной 1 м), а также зависит от густоты движения  (грузонапряжённости), осевых нагрузок, скоростей движения. На магистральных ж/д с высокой густотой движения обычно укладывают рельсы с линейной плотностью 60 - 61 кг/м (на отечественных ж/д - 65 кг/м), на узкоколейных ж/д - 25 - 45 кг/м. Более мощные рельсы укладываются на ж.бетонные шпалы, широко используются деревянные, в некоторых странах металлические. На 1 км Ж. п. укладывается 1440 - 2200 шпал (на отечественных ж/д - 1840 - 2000). Балластом на магистральных линиях служит щебень, на менее деятельных линиях - гравий, металлургические шлаки, песок.

        При сооружении Ж. п., как правило,  устраиваются выемки и насыпи. Через водотоки, овраги и др. препятствия строятся железнодорожные  мосты, при малом количестве воды - водопропускные трубы. В горных районах, обычно в зоне перевальных участков, Ж. п. прокладываются в тоннелях.

        Конструкция пути может быть звеньевой с рельсами длиной обычно до 60 м ( на отечественных ж/д - 25 м) и безстыковой, уложенной сварными плетями длиной 1500 - 2500 м (размер блок-участка). Рельсы звеньевого пути при колебаниях температуры изменяют длину за счёт стыковых зазоров (24 мм - наибольший конструктивный зазор). В безстыковом пути подвижными являются концевые участки длиной до 65 м?. Средняя часть сварной плети не перемещается и изменение температуры вызывает в ней увеличение или уменьшение напряжений в рельсах.

лит.: Шахунянц Г.М., Железнодорожный путь, 2 изд., М., 1968; Безстыковой путь, М., 1982. В.Г. Альбрехт

Железнодорожный транспорт, Энциклопедия, Москва, Научное издательство "Большая Российская энциклопедия", 1995

Железнодорожная станция -

        раздельный пункт, имеющий путевое развитие, позволяющее производить операции по приёму, отправлению, скрещиванию и обгону поездов, по обслуживанию пассажиров, приёме и выдаче грузов, а при развитых путевых устройствах - маневровую работу по формированию и расформированию ж/д составов и технические операции с поездами.

 

 

 

 

Железнодорожный разъезд -

        раздельный пункт на однопутной ж/д линии, устраиваемый в целях обеспечения потребной пропускной способности.

        На Ж.р. осуществляется скрещение и обгон поездов, а также посадка и высадка пассажиров и в некоторых случаях погрузка - выгрузка навалочных грузов в небольшом объёме. Для выполнения технологических операций Ж.р. должны иметь кроме главного пути один или два приёмно-отправочных пути, пассажирское здание с помещением для дежурного по станции, платформы для посадки и высадки пассажиров, стрелочные посты, средства связи, устройства СЦБ  и т.д. В зависимости от расположения приёмно-отправочных путей различают Ж.р. трёх типов (см. рисунок): продольного (схемы Ia и Iб), полупродольного (II) и поперечного (III). По характеру работы различают разъезды для скрещения одиночных или соединённых поездов с остановкой и для безостановочного скрещения поездов.

Железнодорожный транспорт, Энциклопедия, Москва, Научное издательство "Большая Российская энциклопедия", 1995

Железнодорожный переезд -

        место пересечения железной дорогой автомобильной дороги или городской улицы в одном уровне, оборудованное соответствующими устройствами. Ж. п. устраивают в местах с хорошей видимостью, обычно под прямым углом. Ширина проезжей части переезда должна быть равна проезжей части автомобильной дороги, но не менее 6 метров по нормали к оси переезда. В зависимости от интенсивности и скорости движения поездов, интенсивности движения по автомобильной дороге, оборудования устройствами автоматики, а также условий видимости Ж. п. делятся на охраняемые и неохраняемые. На всех Ж. п. укладывается железобетонный или деревянный настил, подъезды к ним ограждаются. Охраняемый Ж. п. имеет переездный пост, ограждающие столбики и перила, автоматические и ручные шлагбаумы. оборудованные предупредительными знаками: "Берегись поезда", " Внимание! Автоматический шлагбаум". На электрифицированных ж/д с обеих сторон Ж. п. устанавливают габаритные ворота, ограничивающие высоту провозимого груза.

И.Б. Лехно

Железнодорожный транспорт, Энциклопедия, Москва, Научное издательство "Большая Российская энциклопедия", 1995

Железнодорожный посёлок -

         пристанционный населённый пункт, в котором в основном проживают работники ж/д и члены их семей. Многие Ж. п., созданные первоначально для работников ж/д станции, с экономическим развитием регионов превращаются в малые города. На линии ж/д расстояние между Ж. п. устанавливается в зависимости от интенсивности движения поездов, климатических, топографических, геологических и других местных условий. На вновь строящихся линиях расстояние между Ж. п. принимается, как правило, не более 60 км.

 Железнодорожный транспорт, Энциклопедия, Москва, Научное издательство "Большая Российская энциклопедия", 1995

Механизированная колонна -

        в железнодорожном строительстве - механизированное подразделение, специализирующееся на возведении земляных сооружений (в основном ж/д земляного полотна). Машинный парк М. к. - основные и вспомогательные машины и транспортные средства для для подготовительных работ, разработки, перемещения, укладки грунта и отделки земляных сооружений. М. к. имеет передвижные мастерские и оборудование для технического обслуживания. В сложных природных условиях на строительстве объектов работают преимущественно экскаваторные колонны, в других районах - в основном скреперы и экскаваторы. Годовая выработка машинного парка М. к. составляет в год 1,5 - 2 млн. м грунта. При сооружении земляного полотна для М. к. создаётся фронт работ, протяжённость которого зависит от покилометровых объёмов, геоклиматических условий работ, степени освоения района строительства и составляет обычно 15 - 30 км.

С. Я. Луцкий

 Железнодорожный транспорт, Энциклопедия, Москва, Научное издательство "Большая Российская энциклопедия", 1995  

Автомотрисса -

        (франц. automotrice - самодвижущаяся) - моторный самоходный вагон с двигателем внутреннего сгорания. Пассажирская А. предназначаются для служебных поездок (напр. инспекционных, доставки ремонтных бригад к месту работы), а также для пасс. перевозок с малыми пассажиропотоками.

        До 1940-х годов термин "А." применялся к пасс. и грузовым самоходным вагонам, чтобы отличить их от снимаемых с ж/д пути автодрезин, позже этот термин стали применять только к самоходным пасс. вагонам с двигателем внутреннего сгорания. Самоходные несъёмные вагоны технического назначения стали называть автодрезинами, а съёмные - мотодрезинами. С 1970-х годов термином "А." обозначают в основном автодрезины, на которых используют дизель.

        В 1964 - 80-годах выпускались служебные А. АС1А с автомобильным бензиновым двигателем  мощн. 50 кВт. Салон А. рассчитан на 24 места для сидения. Передача механическая через карданный вал на заднюю ось. Конструкционная скорость 80 км/ч. К А. можно подцеплять подвижный состав массой до 10 т.В 1969 г. На Рижском вагоностроительном заводе были построены А. типа АР1 с двумя дизелями мощностью по 175 кВт. В салоне 90 мест для сидения. Конструкционная скорость 100 км/ч. В эксплуатации находятся также А., выпускаемые заводами "Шкода" (АЧО) с дизелем мощностью 550 кВт. В пассажирском салоне размещены 64 места для сидения. Максимальная скорость А. 120 км/ч.

Дрезина -

       (нем. Draisine, по имени немецкого изобретателя К.Ф. Дреза, 1785-1851) самоходное транспортное средство на ж/д ходу для перевозки материалов, оборудования, инструментов, используемое также для транспортировки прицепных платформ и служебных поездок ж/д персонала при обслуживании, текущем содержании, ремонте, строительстве ж/д, монтаже контактной сети и т.п. Первые Д. представляли собой 4-х колёсные повозки приводимые в движение вручную с помощью рычажно - шестерённого механизма. В начале 20 века на Д. стали устанавливать бензиновый мотоциклетный двигатель внутреннего сгорания (мотодрезина), или более мощный автомобильный двигатель (автодрезина).

        Мотодрезины имеют сравнительно небольшую (до 300 кг) массу, могут убираться с пути для пропуска поездов, используются обычно для текущего содержания пути, часто с одним или двумя прицепами. Грузоподъёмность Д. с одним прицепом 0,5 т, скорость - до 50 км/ч.

        Автодрезины различаются по назначению - грузовые и пассажирские. Автодрезины могут быть оборудованы монтажными вышками, подъёмными кранами и другими устройствами, измерительной аппаратурой. Грузовые Д. выпускаются на базе платформы с карбюраторным двигателем и механической передачей или с дизельным двигателем с гидродинамической передачей. На Д. установлен полноповоротный кран грузоподъёмностью 1 - 5 т. Скорость Д. - до 85 км/ч. Д. с дизельным двигателем может служить тяговым средством для платформ с грузом до 60 т (при движении по перегону) и до 300 т (при маневровых работах). Д. этого типа имеют силовой привод, обеспечивающий максимальное тяговое усилие при трогании с места и его плавное изменение во время движения, а также допускающитй кратковременные перегрузки (например, при движении на подъёмах).

        Пассажирские автодрезины представляют собой вагоны, оборудованные сиденьями (обычно 24 посадочных места). Скорость до 80 км/ч.

Железнодорожный транспорт, Энциклопедия, Москва, Научное издательство "Большая Российская энциклопедия", 1995  

        

 
Почтовый ящик сайта: 4_re4ka@mail.ru , (после первой четвёрки знак подчёркивания "_").  Дата изменения: 01.10.2017

При использовании материалов, опубликованных на сайте, - прямая ссылка на сайт обязательна.