Чёрная Речка

Домашняя Доска почёта Истоки Железная дорога Леспромхоз Лесничество Власть Быт и культура Карты, планы Фото и Видео Великая война Воспоминания Статистика Стр. автора сайта Последние известия

        

Документы
История края
Топонимика

 

 

                 ИСТОКИ

 

Dulcis fumus patriae  — Сладок дым отечества...

 

 

 

 

Село Чёрная Речка  возникло в начале 20 века.

В 1891 году поселения на месте нынешнего п. Ч. Речка ещё не существовало (1*). В начале 20 века началось очередное заселение Урала - переселение крестьян из центральной России в соответствии со Столыпинской реформой. Поселения эти имели искусственный характер и именовались по номерам на карте расселения. В журналах Красноуфимского Земского Собрания имеется информация о посёлке № 84 "Чернореченский", из которой следует, что он существовал уже в декабре 1911 года (2*). С большой долей вероятности, учитывая названия соседних населённых пунктов, можно утверждать, что посёлок № 84 "Чернореченский" и есть наша Чёрная Речка.

Итак, изначально наша Чёрная Речка появилась как поселение крестьян, образованное в соответствии с переселенческими планами Столыпинской реформы. При строительстве Казанбургской железной дороги в ЧР жили строители дороги, а затем - обслуживающий персонал одноимённого железнодорожного разъезда.

В мае - июне 1914 г. было начато строительство железнодорожного пути на всех 9-ти участках линии Казань - Екатеринбург, в том числе на 7-м Красноуфимском.  В 1916 - 1918г.г. сданы в эксплуатацию искусственные сооружения линии - тоннели и виадуки. Трёх пролётный виадук в районе ЧР построен по проекту инженера П.В. Щусева. В августе 1919 г. был начат набор штата на предприятия железнодорожного узла Красноуфимск и линейные станции, значит и на разъезд Чёрная Речка. В июне 1918 г. на Урале началась гражданская война. Вдоль линии недостроенной железной дороги велись ожесточённые бои (3*). По воспоминаниям уроженца ЧР Анатолия Оголихина - его бабушка рассказывала, что по горе вдоль пруда проходили отряды "белых". Сам А. Оголихин рассказывает, что был свидетелем находки в пруду ЧР винтовки-трёхлинейки и слышал об обнаружении там же пулемёта "Максим".

В начале 20 века железная дорога в России работала на паровозной тяге. Путевое хозяйство в те годы было невысокого качества: шпалы укладывали в основном непропитанные, балластом служил песок, рельсы использовались легкого типа. Примитивным был и подвижной состав. Поезда составляли из 20 - 30 маленьких вагонов, вели их паровозы серии «ОВ». В качестве топлива использовались дрова, скорость не превышала 30 км/час. Местные жители вспоминали, как из длинной трубы паровоза валил дым и вырывались языки пламени, наводя на них суеверный страх. Каждый состав сопровождали 10 тормозильщиков и 3 паровозника. Пассажирские вагоны освещались свечами, а вокзалы - керосиновыми лампами (4*).

На Урале добывались и ныне добываются драгоценные камни и благородные металлы. До революции в Красноуфимске проживали скупщики платины. Житель ЧР Жерлыгин В.И. сообщает, что по воспоминаниям его матери, за горой в речке Саранинке один человек мыл золото уже в советское время. Не зря, должно быть, одно из окрестных мест называется "Золотые ключи".

Первым промышленным предприятием стал Чернореченский лесопункт Красноуфимского леспромхоза. Красноуфимский леспромхоз (сначала называвшийся лесоучастком,  затем мехлесопунктом) был образован в 1932 году. Можно предположить, что примерно в это время и возник Чернореченский лесопункт. Лесопункт быстро рос и к середине 50-х годов превратился в крупное подразделение Красноуфимского леспромхоза.

Вторым промышленным предприятием в ЧР был лесоучасток лесного отделения  Казанской железной дороги. Организован 1 сентября 1949 года. Вероятно, основным продуктом предприятия были дрова для паровозов и отопления производственных и жилых помещений железной дороги.  Прекратил свою производственную деятельность  на территории ЧР лесоучасток  в начале 60-х г. (5*).

После восстановления народного хозяйства, разрушенного войной, в Советском Союзе стала развиваться промышленность в Сибири и на Дальнем Востоке. Для этого нужно было увеличить пропускную способность железнодорожной магистрали, соединяющей центр страны с Востоком. В апреле 1958 г. на участке Казань - Свердловск было открыто движение на тепловозной тяге, а в 1959 г. проведена полная замена паровозов на тепловозы. В 1960 - 1965 г.г. на линии Казань - Свердловск проводилось строительство вторых путей (3*). Мехколонна №33 треста "Югстроймеханизация", возводившая ж.д. насыпи и пути и Мостопоезд №406, строивший виадуки и мосты, стали базироваться в ЧР. Население посёлка в это время выросло до 2,5 - 3 тыс. человек. По воспоминаниям Некрасовой Т.П., работавшей секретарём избирательной комиссии, в посёлке в один из годов начала 60-х было зарегистрировано порядка 1200  избирателей. Документально установлено, что в 1962 г. на избирательном участке  по выборам в Верховный Совет СССР в п. Ч. Речка было зарегистрировано 852 избирателя (6*).

С середины 60-х годов население посёлка начало неуклонно сокращаться. Во-первых, была истощена лесосырьевая база лесопункта, во-вторых, было закончено строительство вторых путей в районе Красноуфимска и строители покинули ЧР. В 1973 году Чернореченский лесопункт был закрыт, что послужило началом ликвидации всех культурно-бытовых учреждений и постепенного оттока населения. От полного исчезновения ЧР спасает только наличие ж.д. станции.

В настоящее время из всех благ цивилизации в посёлке имеется электричество, водоразборная колонка с электронасосом, телевидение, спутниковый таксофон  и ж.д. станция. Нельзя не отметить, что в посёлке имеется свой фельдшер - это местный житель Пикулева Тамара Михайловна.

 

1* - Список населённых мест Красноуфимского уезда, под ред. Н. Скалозубова. Издание Красноуфимского уездного земства. Пермь, типография уездной земской управы. 1894.

2* - Журналы Красноуфимского уездного Земского собрания, стр. 1042. Красноуфимск. 1913. Государственный архив в г. Красноуфимске. 

3* - "Магистраль из прошлого в будущее", Ганькин В.Д. в сборнике "Сердце Предуралья" под ред. С.А. Русинова. Екатеринбург: ООО "Баско". 2007.

4* - «…Октябрьскому району 80 лет» [книга выпущена к юбилею Октябрьского района Пермского края].

5* - воспоминания работника Красноуфимского леспромхоза и бывшего жителя ЧР Некрасова А.И.

6* - Протокол голосования участковой избирательной Комиссии по выборам в Верховный Совет СССР 18 марта 1962 г., посёлок Чёрная речка. Государственный архив в г. Красноуфимске.

 

Старейшие работники Чёрной Речки

Головков Павел Семёнович, 1899 г.р. - учитель

Чижов Василий Прокопьевич, 1898 г.р. - фельдшер

Бобина Александра Игнатьевна, 1907 г.р. - сторож детсада

Русинова Федора Фёдоровна, 1911 г.р. - санитарка

Ижик Анастасия Емельяновна, 1911 г.р. - техничка клуба

Сподина Мария Михайловна, 1913 г.р. - зав. первым клубом

Дьячкова Анна Ивановна, 1906 г.р. - банщица

Черёмухина Евдокия Васильевна, 1907 г.р. - банщица

Шипанова Зинаида Сергеевна, 1916 г.р. - работник пекарни

Трифонова Евгения Лукояновна, 1916 г.р. - техничка пекарни

Зайкова Анна Ивановна, 1918 г.р. - заведующая пекарней

Змеев Дмитрий Григорьевич, 1902 г.р. - пожарный, л/пункт

Змеева Анна Ивановна, 1908 г.р. - повар

Закорюкина Павла Николаевна, 1910 г.р. - повар

Сизова Елизавета Александровна, 1927 г.р. - начальник отделения связи

Башкирцев Антон Матвеич, 1916 г.р. - машинист локомотива

Баятина Клавдия ? , 1906 г.р. - уборщица в школе

Безшатерных (Безматерных) Павел Васильевич, 1902 г.р. - продавец

Белоусов Максим Степанович, 1906 г.р. - лесоруб

Белоусова Анна Афонасьевна, 1907 г.р. - конюх

Безсонова Ирина Степановна, 1896 г.р. - работник ж/д

Болдырев Фёдор Алексеевич, 1887 г.р. - конюх

Биндалёв Василий Борисович, 1922 г.р. - дежурный по станции

Кашина Мария Петровна, 1852 г.р. - старейший известный житель ЧР

Беляева Лукерья Моисеевна, 1868 г.р. - один из старейших известных жителей ЧР (971/60)

Болдырева Иулита Васильевна, 1913 г.р. - рабочий шпалорезки

Винокуров Николай Антонович, 1921 г.р. - завскладом, ОРС

Гатаулин Шафик ?, 1910 г.р. - лыжетёс

Гурина Прасковья Ивановна, 1904 г.р. - водовоз

Голанова Елизавета Гавриловна, 1883 г.р. - рабочий, ОРС КЖД

Головков Тимофей Семёнович, 1904 г.р. - плотник

Григорьев Семён Григорьевич, 1899 г.р. - лесоруб

Дементьев Павел Петрович, 1904 г.р. - мастер н. склада, л/у КЖД

Домников Семён Сидорович, 1915 г.р. - пильщик на пилораме

Домодворов Николай Андреевич, 1904 г.р. - плотник

Елисеева Софья Дмитриевна, 1902 г.р. - работник л/у КЖД

Ермохин Алексей Карпович, 1902 г.р. - машинист водокачки

Жерлыгин Ларион Тимофеевич, 1901 г.р. - работник ж/д

Журавлёв Митрофан Афонасьевич, 1888 г.р. - дор. мастер ж/д

Загайнов Николай Павлович, 1919 г.р. - ст. мастер л/заг

Змеев Иван Авдеевич, 1908 г.р. - пилоправ

Змеева Анна Ивановна, 1906 г.р. - повар

Зиятов Гельмияр ?, 1887 г.р. - рабочий

Калмакова Ульяна Павловна, 1918 г.р. - маслосборщица, Главмолоко

Кашапов Нашим, 1913 г.р. - лесоруб с 1935г., охотник по договору с 1960 г.

Кашин Платон Яковлевич, 1899 г.р. - рабочий на лесозаготовках

Кашина Александра Ивановна, 1911 г.р. - конюх, рабочий

Козлов Иван Николаевич, 1911 г.р. - коновозчик

Колпиков Константин Иванович, 1876 г.р. - механик путей

Костылев Григорий Ефимович, 1884 г.р. - табельщик, ж/д

Костылев Иван Григорьевич, 1910 г.р. - заготовитель, заготконтора

Клементьев Константин Никитич, 1905 г.р. - кузнец

Кулякина Любовь Александровна, 1902 г.р. - лесоруб

Львов Николай Фёдорович, 1896 г.р. - ветфельдшер

Львов Игнатий Григорьевич, 1906 г.р. - сторож

Магафуров Испаутын, 1915 г.р. - возчик, ОРС

Мартомов Иван Николаевич, 1901 г.р. - бракёр

Михляев Фёдор Яковлевич, 1902 г.р. - начальник станции

Михляева Анна Якимовна, 1900 г.р. - дорожный рабочий

Милютин Алексей Фёдорович, 1908 г.р. - комендант

Мячков Фёдор Архипович, 1907 г.р. - десятник

Нестеров Александр Яковлевич, 1908 г.р. - крановщик

Орлов Василий Фёдорович, 1890 г.р. - лесник

Поляков Маркел Тихонович, 1899 г.р. - кузнец

Попков Иван Михайлович, 1898 г.р. - десятник

Плотникова Анастасия Семёновна, 1910 г.р. - обрубщик сучков

Перевалов Иван Селивёрстович, 1914 г.р. - начальник л/пункта

Русинов Василий Григорьевич, 1919 г.р. - шофёр

Сазонов Матвей Фёдорович, 1885 г.р. - казанский л/у

Семёнов Евсей Лаврентьевич, 1905 г.р. - коновозчик

Сорокин Василий Осипович, 1906 г.р. - конюх

Спирин Иван Семёнович, 1903 г.р. - работник охраны, л/у КЖД

Землянский Алексей Иванович, 1906 г.р. - конюх

Сибиряков Егор Поликарпович, 1907 г.р. - лесник

Сибирякова Елизавета Афанасьевна, 1912 г.р.- стрелочник

Татауров Александр Иванович, 1899 г.р. - стрелочник

Почтовый ящик сайта: 4_re4ka@mail.ru , (после первой четвёрки знак подчёркивания "_").  Дата изменения: 26.06.2017

При использовании материалов, опубликованных на сайте, - прямая ссылка на сайт обязательна.