Чёрная Речка

Домашняя Вверх Доска почёта Истоки Железная дорога Леспромхоз Лесничество Быт и культура Карты, планы Фото и Видео Великая война Воспоминания Статистика Стр. автора сайта Последние известия

        

Воспоминания
Законодательство

 

 

 

 

            МИЛИЦИЯ

 

 

 

 

 

 

 

Территорию населённых пунктов Чёрная Речка и Пудлинговый некоторое время после войны обслуживал  один участковый милиционер.

Известна его фамилия - Кольцов.

ИСТОЧНИК: М.П. Львов

 

 

   

    Фотография 60-х - 70-х годов прошлого века из архива семьи Некрасовых.

    Фамилия участкового милиционера пока не известна.

 

 Работа милиции в послевоенные годы

После окончания Великой Отечественной войны развитие системы органов внутренних дел и их организационно-структурные и штатные изменения были связаны со многими факторами, обусловленными, в свою очередь, конкретно-исторической обстановкой. Милиции пришлось действовать в весьма сложных условиях. Во втором полугодии 1945 г. в стране осложнилась и обострилась криминогенная обстановка, одной из причин которой была широкая амнистия в честь победы в войне. И в дальнейшем неоднократные массовые амнистии уголовников приводили к сохранению высокого уровня преступности, что в свою очередь требовало соответствующих мер по укреплению органов милиции и уголовного розыска. Один из ветеранов ярославской милиции Н.К.Зверев так писал об обстановке первых послевоенных лет: «Вскоре стали возвращаться демобилизованные из армии. Уклад жизни, как в армии, так и в тылу, во время войны был подчинен одной задаче - разгрому врага. Для некоторой, пусть и небольшой части нашего воинства, равно как и для некоторой части населения, переход к мирной жизни был тяжелым. Надо было отказаться от многих привычек, простительных во время войны. По демобилизации из армии вернулась и какая-то часть судимых в прошлом, которая стала продолжать свою преступную деятельность. А тут еще неурожайный 1947 год, очереди у магазинов, недостаток питания, и отсюда - множество случаев нарушения правопорядка. Неудивительно, что после войны уголовная преступность возросла. Перед милицией встала задача - в короткий срок сократить преступность, обеспечить жителям городов и сел спокойствие в работе по восстановлению народного хозяйства, нарушенного четырьмя годами тяжелой битвы» (148).

17 января 1946 г. был издан приказ НКВД СССР об усилении борьбы с преступностью, предусматривавший широкий комплекс мер по активизации работы аппаратов уголовного розыска и БХСС в масштабах всей страны. В приказе говорилось о необходимости повышения качества оперативной работы для предупреждения и своевременного раскрытия преступлений, недопущения создания преступных группировок. (149).

В июле 1946 г. Отдел уголовного розыска ГУМ МВД СССР был реорганизован в Управление уголовного розыска (УУР). Предписывалось за счет сокращения технического состава и некоторых иных второстепенных должностей увеличить штаты уголовного розыска, а также вернуть в уголовный розыск из других служб и подразделений оперативников, имеющих опыт работы в розыске.

В июне 1947 г. подобная реорганизация была проведена в отношении аппаратов БХСС. В феврале 1948 г. в составе Главного управления милиции МВД СССР, управлений милиции республик, краев и областей были созданы следственные аппараты (150).

Менялась и организация наружной службы. В соответствии с приказом от 17 января 1946 г. за постами милиции закреплялся постоянный состав милиционеров. К ночному патрулированию в городах привлекался «офицерский и технический состав милиции», а также комендантские патрули и внутренние войска. За счет бригад содействия милиции выставлялись дополнительные посты и т.д. (151).

Все эти меры привели к определенной стабилизации криминогенной обстановки в стране. В 1947 г. общее число преступлений по сравнению с 1946 г. снизилось на 17% (152). В Ярославской области за это же время уровень преступности понизился на 25,6%, а раскрываемость преступлений увеличилась на 12,2% и составила 93% (153).

Реальные положительные сдвиги в борьбе с преступностью имели своим следствием определенное снижение активности органов милиции в этом направлении. Уже в мае 1948 г. МВД СССР в своей директиве констатировало снижение эффективности борьбы с преступностью, прямо указав, что «в связи с уменьшением уголовной преступности в стране некоторые органы МВД и милиции снизили требовательность к сотрудникам, непосредственно занимающимся борьбой с уголовными преступлениями» (154). В результате во многих местах заметно уменьшилось число предупрежденных преступлений, понизилась раскрываемость.

В октябре 1949 г. решением правительства органы милиции были переданы из Министерства внутренних дел в Министерство государственной безопасности. Эта реорганизация была связана помимо всего прочего и с тем, чтобы активнее задействовать милицию в условиях волны репрессий, растущей после окончания войны.

В октябре 1952 г. решением Совета Министров СССР на милицию была возложена охрана объектов торговли, а также некоторых учреждений и предприятий промышленности. В составе Управления милицейской службы был создан Отдел вневедомственной наружной сторожевой охраны и соответствующие структурные подразделения на местах.

В 1953 г. количество преступлений в стране резко возросло, что во многом было результатом амнистии, объявленной после смерти Сталина. 27 августа 1953 г. Совет Министров СССР принял постановление «О мерах по укреплению общественного порядка и борьбе с уголовной преступностью», в котором работа милиции признавалась неудовлетворительной. Была поставлена задача укрепления кадров уголовного розыска, улучшения службы участковых уполномоченных, постовой и патрульной службы. Об этом же шла речь и в принятом 12 марта 1954 г. постановлении ЦК КПСС «Об основных задачах МВД» (155). Соответствующие мероприятия по усилению охраны общественного порядка и борьбы с уголовной преступностью намечались и проводились местными органами МВД, в том числе и Управлением МВД Ярославской области (док. № 325).

В это время была проведена очередная реорганизация органов внутренних дел. При Совете Министров СССР был организован Комитет государственной безопасности, что привело к выводу органов госбезопасности из системы МВД. В рамках объявлявшегося курса на ослабление централизма и расширение прав союзных республик в апреле 1955 г. было создано Министерство внутренних дел РСФСР. Это стало серьезным шагом на пути децентрализации управления органами внутренних дел (156).

25 октября 1956 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление «О мерах по улучшению работы Министерства внутренних дел СССР». Этот документ нацеливал партийные и советские органы на перестройку руководства деятельностью милиции. Особое значение придавалось усилению воздействия на подбор, расстановку и воспитание кадров органов внутренних дел, а также постоянному контролю за их деятельностью. Постановление обозначило очередную реорганизацию системы МВД. Согласно ему было проведено преобразование органов МВД и милиции в единые учреждения внутренних дел исполкомов Советов депутатов трудящихся. Возрождалась система их двойного подчинения: местным Советам и вышестоящим органам МВД. Изменение структуры и организации органов внутренних дел было ориентировано на усиление их зависимости от местного партийного и советского аппарата. Для кадрового укрепления в органы МВД вновь были направлены партийные работники, что продолжало практику чрезвычайных партийных мобилизаций в милицию (157). Во исполнение постановления через партийные органы в МВД РСФСР было направлено более 3 тыс. человек. Была сокращена численность руководящих должностей, канцелярского и обслуживающего персонала и за счет этого увеличены штаты городских и районных отделов милиции. Но качественные показатели состояния кадров органов внутренних дел не внушали оптимизма: 79% работников уголовного розыска, более 60% личного состава аппаратов БХСС и 45% следователей не имели даже среднего образования (158).

Недостаточность финансирования органов милиции не давала возможности поднять на должный уровень ведомственную систему подготовки кадров. Поэтому проблема квалифицированных специалистов продолжала оставаться одной из самых острых.

В конце 1950-х гг. получила распространение практика передачи ряда функций государственных органов общественности. В сфере охраны общественного порядка это особенно отчетливо проявилось в деятельности добровольных народных дружин по охране общественного порядка, создаваемых по постановлению ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 2 марта 1959 г. «Об участии трудящихся в охране общественного порядка в стране». В 1962 г. в стране насчитывалось уже более 130 тыс. добровольных народных дружин, объединявших в своем составе более 4 млн. человек (159). В Ярославской области уже к 1960 г. было создано 668 добровольных народных дружин, объединявших 23 540 человек. За 1959 г. дружинники пресекли 170 преступлений, в том числе 152 случая хулиганства, и доставили в органы милиции 2624 нарушителя общественного порядка (160). Все это в определенной степени повышало общий уровень борьбы по охране общественного порядка и с уголовной преступностью, как и общие показатели деятельности органов правопорядка.

Создание добровольных народных дружин безусловно сыграло положительную роль в плане привлечения общественности к решению важнейшей задачи по охране общественного порядка. Другое дело, что это невольно отодвигало на второй план вопрос о том, что охрана общественного порядка все-таки требует прежде всего профессионального подхода, определенных специальных знаний и навыков, которыми члены ДНД не обладали. В дополнение к этому получила распространение практика передачи правонарушителей на перевоспитание и исправление общественным организациям и коллективам трудящихся. В Ярославской области только за вторую половину 1959 г. по этой причине было прекращено 213 уголовных дел и 340 материалов по так и невозбужденным уголовным делам было направлено на место работы правонарушителей для принятия на них мер общественного воздействия (161). Идеи о способности самих масс охранять правопорядок в обществе привели к определенному принижению авторитета органов милиции, сокращению в них количества грамотных профессионалов и имели естественным следствием увеличение преступности и правонарушений. Кроме того, определенному ослаблению органов милиции способствовали мероприятия по их структурному упрощению и сокращению штатной численности, проводившиеся в этих условиях. Так, в декабре 1958 г. Управление внутренних дел Ярославского облисполкома упразднило оперативный отдел УВД с его периферийным аппаратом и отделение подготовки УВД, возложив одновременно дополнительные функции на отдел уголовного розыска, отдел БХСС, паспортный отдел и отдел службы (162). Такие меры вряд ли способствовали усилению эффективности работы органов милиции.

В конце 1950 - начале 1960-х гг. государством был предпринят целый ряд мер по укреплению милиции, улучшению ее качественного состава, снабжения и т.п. В совместных постановлениях партии и правительства (август 1962 г.) был дан анализ состояния деятельности милиции, обозначены задачи по улучшению ее работы, что в свою очередь было закреплено в новом «Положении о советской милиции» (17 августа 1962 г.). Указом Президиума Верховного Совета СССР (26 сентября 1962 г.) на 10 ноября был определен ежегодный праздник - День советской милиции, утверждена присяга личного состава милиции (15 октября 1962 г.) (см. док. № 341), введен в действие Устав патрульно-постовой службы (1 августа 1963 г., утверждено типовое Положение о ГАИ МООП республики (30 сентября 1963 г.). Указами Президиума Верховного Совета СССР и РСФСР были утверждены Красные знамена для гарнизонов милиции и учебных заведений Министерства (23 октября 1963 г.), а также Положение о медали «За отличную службу по охране общественного порядка» (12 октября 1963 г.). На милицию возлагались обязанности по оказанию помощи в организации работы добровольных народных дружин в трудовых коллективах и обеспечению их эффективной работы (163).

Предпринимаемые меры давали реальные результаты, о чем свидетельствуют, например, данные о состоянии уголовной преступности и борьбе с ней органов милиции в Ярославской области. Весьма показательны в этом плане данные за 1959 год., за который количество преступлений по области по сравнению с 1958 г. сократилось на 37,6%, а особо опасных - на 41,3%. Количество разбойных нападений сократилось на 46,8%, количество краж государственного и общественного имущества - на 50,7%, краж личного имущества граждан - на 39%. Общая раскрываемость преступлений составила 98,4% (по сравнению с 87% предыдущего года). Привлечено к уголовной ответственности было на 38,3% меньше, чем в 1958 г. и арестовано за год на 35,7% меньше, чем в предыдущем году (164).

В 1963 г. по Ярославской области было зарегистрировано 3370 уголовных преступлений (на 17,8% меньше, чем в 1962 г.). Снизились показатели по таким видам преступлений, как умышленное нанесение тяжких телесных повреждений (на 22%), изнасилование (на 48,6%), разбои (на 15,6%), грабежи (на 2,6%), кражи государственного и общественного имущества (на 10,9%), кражи личного имущества (на 1,3%). Особенно заметным было сокращение числа уголовно наказуемых хулиганских проявлений - с 45,9% в 1962 г. до 30,8% в 1963 г. В то же время увеличилось число умышленных убийств и преступлений на автотранспорте со смертельным исходом. Раскрываемость преступлений по области составила 95,2%, что на 0,9% ниже показателя предыдущего года (165).

В 1964 г. уголовная преступность в области сократилась на 11,5%. Количество тяжких преступлений сократилось с 1716 до 1664 (на 3%). Снизились показатели по числу хулиганских проявлений (на 23,1%), по количеству покушений на убийство (на 30%), по числу краж личного имущества граждан (на 3,7%). В то же время наряду со снижением общих показателей по уголовной преступности произошел рост таких опасных преступлений как умышленные убийства, тяжкие телесные повреждения, изнасилования, грабежи, разбойные нападения, кражи государственного и общественного имущества, преступления на автотранспорте со смертельным исходом. Раскрываемость преступлений составила по области 94,7% (на 0,5% ниже уровня 1963 г.) (166).

Как видно, общая динамика уголовной преступности в области в конце 1950 - начале 1960 гг. имела отчетливую тенденцию к понижению. Стал снижаться коэффициент преступности: в 1962 г. на 10 000 человек населения области приходилось 29 преступлений, в 1963 г. - 24, в 1964 г. - 22. В то же время при постепенном росте числа опасных правонарушений стали снижаться показатели по раскрываемости преступлений.

ИСТОЧНИК: http://76.mvd.ru/gumvd/history/10

Почтовый ящик сайта: 4_re4ka@mail.ru , (после первой четвёрки знак подчёркивания "_").  Дата изменения: 26.06.2017

При использовании материалов, опубликованных на сайте, - прямая ссылка на сайт обязательна.