Чёрная Речка

Домашняя Вверх Доска почёта Истоки Железная дорога Лесничество Власть Быт и культура Карты, планы Фото и Видео Великая война Воспоминания Статистика Стр. автора сайта Последние известия

        

 

 

ЛЕСОЗАГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

 ЛИКБЕЗ

 

 

Лесосека -

        участок спелого леса, предназначенный для рубки. Совокупность Л. определённого года, выделяемых к эксплуатации, составляет лесосечный фонд, в который входят Л. сплошных и не сплошных рубок главного пользования. Форму, размер, порядок чередования и сроки примыкания Л. определяют исходя из категории лесов, лесорастительных условий и преобладающих пород. Л. чаще всего отводят в форме прямоугольника, иногда разделённого на делянки, отграничивают визирами и столбами. Ширина сплошных Л. от 50 м до 1 км. Например, она устанавливается для хвойных пород в лесах 1-й группы (т. е. лесах, имеющих защитное, водоохранное и т. п. значение) 50 м, для таёжных лесов в сырьевых базах лесозаготовительных предприятий — 1 км. Годичная норма пользования лесом на определенный период называется расчётной Л. при определении которой исходят из способов рубок, форм ведения лесного хозяйства и характера лесоинвентаризационных работ, Применительно к распространённой в СССР сплошнолесосечной системе хозяйства расчетная Л. выбирается путём сопоставления Л. по спелости, возрасту, состоянию и равномерному пользованию. Л. по спелости определяется делением площади спелых насаждений на 1 класс возраста (для хвойных пород 20, для лиственных 10 лет); по возрасту — делением спелых, перестойных и приспевающих на 2 класса возраста; по состоянию — делением площади насаждений, требующих неотложной рубки по своему состоянию, на назначаемый для этого случая период (5 или 10 лет); равномерного пользования — делением площади насаждений хозяйственной секции на соответствующий ей оборот рубки, Существуют также методы расчёта Л. советских лесоводов: интегральный — Н. П. Анучина, балансовый — Н. А. Моисеева и др. Пользование расчётной Л. позволяет упорядочить размер рубок во времени, не допустить истощения лесов и обеспечить максимально возможный размер пользования. Способы очистки Л. регламентируются соответствующими правилами. В зависимости от целей лесного хозяйства и лесорастительных условий назначаются те или иные способы возобновления леса: сохранение подроста, лесные культуры, оставление семенников или последующее возобновление.

Лит.: Анучин Н. П., Лесоустройство, М., 1962; Справочник лесничего, 2 изд., М., 1965. Н. А. Моисеев.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Лесосечные работы -

        включают операции по заготовке леса, осуществляемые непосредственно на лесосеках, В состав подготовит. Л. р. входят: приемка лесосеки, разработка технологических карт и планов организации работ, подготовка лесосеки к эксплуатации, организация погрузочных пунктов — верхних лесных складов  для временного складирования и отгрузки древесины, монтаж оборудования, строительство временных лесовозных дорог, К основным работам относятся производственные операции по обработке и перемещению заготовляемых лесоматериалов: валка деревьев, обрубка сучьев, трелёвка хлыстов к погрузочным пунктам, раскряжёвка хлыстов, штабелевка и погрузка сортиментов на лесовозный транспорт. В СССР наиболее распространена вывозка из лесосек хлыстов (более 70%). С развитием первичной обработки древесины на нижних лесных складах и переработки низкокачественной древесины и лесосечных отходов (сучьев) на технологическое сырьё намечается увеличение объёма заготовок и вывозки деревьев. Заготовка на лесосеке древесины в виде сортиментов осуществляется главным образом при постепенно выборочных рубках и в горных лесосеках, где затруднены транспортные операции с целыми хлыстами и деревьями, Вспомогательные операции Л. р. включают содержание обогревательных и бытовых пунктов, обслуживание и ремонт машин и оборудования, снабжение горюче-смазочными материалами и др. В СССР все операции Л. р. механизированы.

Д. К. Воевода, В. И. Алябьев

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Лесной склад -

        предназначается для временного хранения и первичной обработки круглого леса, частичной переработки его и отгрузки продукции потребителям. Один из основных цехов лесозаготовительного предприятия. К первичной обработке круглого леса относятся очистка деревьев от сучьев, раскряжёвка хлыстов на сортименты, окорка; под переработкой понимается лесопиление и шпалопиление, разделка низкокачественной древесины на балансы, тару, черновые заготовки, щепу и др. продукцию. Л. с. по технологическому процессу подразделяются на верхние и нижние.

         Верхние склады устраивают на лесосеке , к ним примыкает первичный лесовозный путь . Верхние Л. с. обычно служат площадкой для погрузки деревьев или хлыстов на лесовозный транспорт. Срок действия их незначителен (1—2 мес.).

         Все технологические операции по переработке древесины переносятся главным образом на нижние склады, которые организуются в конечном пункте лесовозных дорог. Продолжительный срок действия этих складов и большой объём производства создают условия для комплексной механизации и автоматизации выполняемых там производств. процессов. Для повышения выхода деловой древесины и сокращения нерациональных перевозок древесины в круглом виде на нижних Л. с. наряду с первичной обработкой организуются лесопильные цеха и осуществляется переработка низкокачественной древесины и отходов. Нижние Л. с., примыкающие к ширококолейным ж.-д. магистралям, называются прирельсовыми, а расположенные вблизи водных путей (рек, каналов, озёр и т. п.) — береговыми (ранее назывались приречными). С прирельсовых складов лесопродукция отгружается потребителям равномерно в течение года, с береговых — в судах и плотах в навигационный период.

         Существенную роль в выборе структуры производственного процесса на нижнем Л. с. имеет его годовой грузооборот. Чем крупнее склад, тем шире номенклатура вырабатываемых лесопродуктов. В СССР более 40% складов имеют грузообороты 50—200 тыс. м3 древесины в год. Перспективно увеличение годовых грузооборотов Л. с. до 400—600 тыс. м3. Все трудоёмкие и тяжёлые работы на нижних складах, особенно прирельсовых, механизированы и автоматизированы.

         Распространена доставка хлыстов потребителю по железным дорогам. При этом вывезенная с лесосек древесина временно хранится на специальных площадках или же сразу перегружается с лесовозного транспорта на подвижной состав. Эту разновидность Л. с. называют лесопогрузочными пунктами.

Д. К. Воевода.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Лежневая дорога -

             колея из выступающих или врытых вровень с грунтом деревянных продольных брусьев - лежней. По таким путям, например, передвигались вагонетки (тележки). Сход тележек с Л. д. предотвращал направляющий стержень, укреплённый в нижней части тележки и входивший в промежуток между лежнями; затем стали укладывать лежни, которые имели скруглённую форму, а на колёсах тележек появились жёлоба. Первоначально тележки перемещали вручную, позднее стали впрягать лошадь, лежни не только служили направляющими но воспринимали основную нагрузку. В 13 - 14 веках Л. д. были на многих рудниках и шахтах, использовались на строительстве военных укреплений. Продольные деревянные гладкие лежни покоились на поперечных брусьях (шпалах). По такому пути в тележках можно было перевезти груза в 4 раза больше, затрачивая усилий меньше чем без направляющей колеи, особенно при использовании конной тяги. Со временем стали передвигать повозки канатным приводом при помощи водяного колеса. С появлением более тяжёлых тяговых средств (локомотивов), с увеличением нагрузки на путь, лежни сначала стали обивать листами железа, затем начали делать целиком железные рельсы, которые позже стали отливать целиком из чугуна и стали.

Лесовозные дороги -

        предназначаются для вывозки с лесосек  леса в виде круглых сортиментов, хлыстов или деревьев до мест складирования и переработки. По виду подвижного состава, функционирующего на Л. д., их подразделяют на рельсовые, автомобильные, тракторные, конные. Л. д. обычно примыкают или к железным дорогам, или к водным путям, по которым древесина доставляется потребителям. В зависимости от срока эксплуатации различают постоянные (магистрали и ветки) и временные (усы) Л. д. Магистральный путь — основной участок Л. д., связывающий лесной массив с нижним лесным складом  весь период эксплуатации лесосырьевой базы предприятия. Ветка — ответвление магистрали, обслуживает часть лесосырьевой базы в течение нескольких лет. Ус — временный лесовозный путь со сроком эксплуатации не более года, примыкает к ветке или магистрали и предназначается для освоения отдельных лесосек. Крупные комбинаты или лесопромышленные комплексы, осуществляющие полную переработку древесины, связываются с лесозаготовительными предприятиями т. н. грузосборочными Л. д. В начале 70-х гг. в СССР 70—75% заготовляемой древесины вывозилось по автомобильным дорогам, 20—25% по рельсовым и около 5% по остальным видам дорог (в основном по тракторным). Для транспортировки леса применяют автомобили (ЗИЛ, МАЗ, КрАЗ) со специальным прицепным составом: полуприцепами и роспусками. Простейший тип автомобильных Л. д. — грунтовые дороги. В периоды распутицы и в дождливое время они становятся непроезжими. На труднопроходимых участках грунтовых Л. д. в отдельных случаях устраивают деревянные лежневые покрытия из брёвен, пластин и т. д. Более надёжны гравийные и щебёночные дороги, имеющие на земляном профилированном полотне песчаную подушку (50—70 см) и слой гравия или щебня (20—40 см). По ним допускается движение автопоездов, транспортирующих более 35 м3 древесины. Для упрочнения (стабилизации) грунтов на проезжей части дороги в них иногда вводят вяжущие органические или минеральные добавки (битумы, пеки, известь и др.); надёжны Л. д. с покрытием из железобетонных плит. В 1971 в СССР функционировало более 25 тыс. км Л. д. постоянного действия. К Л. д. сезонного действия относятся снежные, снежно-ледяные и ледяные дороги. Для таких Л. д. в летний период очищается и планируется земляное полотно; перед наступлением заморозков оно проминается. Зимой проводится уплотнение снега (снежные дороги) или поливка водой (снежно-ледяные дороги). При сооружении ледяных Л. д. на грунт намораживают лёд.

         Рельсовые Л. д. бывают с нормальной шириной колеи (1524 мм) и с узкой (750 мм). В СССР распространены узкоколейные Л. д., количество которых достигает 400; общая протяжённость их более 20 тыс. км. Узкоколейные Л. д. постоянного действия имеют нижнее и верхнее строение пути; при строительстве временных дорог шпалы и рельсы укладывают на упрощённое нижнее строение. Для вывозки сортиментов в качестве прицепного состава используют платформы (грузоподъёмностью 8—20 т), а для хлыстов — вагоны-сцепы (24—25 т). 

 Д. К. Воевода, В. И. Алябьев.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

 
Лесовозные железные дороги -
 

        служат для освоения лесных массивов, вывоза леса и доставки его на склады лесозаготовительных предприятий. Л. ж. д. могут быть как широкой, так и узкой колеи. В нашей стране получили наибольшее распространение Л. ж. д. с колеёй 750 мм, однако отдельные Л. ж. д. строятся с нормальной колеёй 1520мм. Л. ж. д. имеет, как правило, магистраль - основной участок, связывающий осваиваемый лесной массив с нижним складом и рассчитанный на весь период эксплуатации лесосырьевой базы предприятия. Магистраль делит лесосырьевую базу на две части. Для освоения этих частей строятся ответвления от магистрали - ветки. К лесосекам на срок эксплуатации до одного года прокладываются т.н. лесовозные усы. Рельсошпальная решётка таких временных дорог укладывается непосредственно на спланированный грунт или хворостяную выстилку без обычного балласта, которая подбивается отходами от рубки леса (ветками и сучьями деревьев). Среднее расстояние вывоза по отечественным Л. ж. д. в 80-х годах составляло около 50 км. Магистральные Л. ж. д. с колеёй 750 мм в зависимости от грузооборота делятся на 3 категории: I - c годовым объёмом вывоза более 600 тыс. м³; II - c годовым объёмом вывоза 201 - 600 тыс. м³;  III - c годовым объёмом вывоза до 200 тыс. м³. Часто Л. ж. д., называемые грузосборочными, обслуживают несколько лесозаготовительных предприятий. На Л. ж. д. с шириной колеи 750 мм в качестве тяговых единиц применяются тепловозы с нагрузкой на ось 40 - 80 кН; используют специальные вагоны - сцепы позволяющие перевозить древесину в хлыстах и платформы для различных сортиментов и других штучных или сыпучих грузов. За рубежом Л. ж. д. были распространены в 30-х, 40-х годах, постепенно вытеснены автомобильными дорогами.

 
      Лит.: Лесовозный железнодорожный транспорт. Справочник. М., 1971. Ю.Л. Шевченко
 
      Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978. 

Дорожно-строительные работы -

        комплекс строительных работ, включающий устройство земляного полотна и дорожной одежды, а также искусственных сооружений и дорожно-эксплуатационных построек. В более узком аспекте Д.-с. р. ограничиваются строительством самой автомобильной дороги , т. е. возведением земляного полотна и дорожных одежд, а в населённых пунктах устройством скоростных дорог, изолированных от пешеходов, созданием развязок в разных уровнях, тротуаров и площадей, строительством подземных тоннелей и наземных эстакад.

         В качестве дорожно-строительных материалов применяют грунты, например глины, суглинки, супеси, пески (для земляного полотна); щебень, песок, гравий, битум, портландцемент, асфальтобетон, цементобетон (для покрытий); различные поверхностно-активные добавки, улучшающие свойства материалов покрытий, а также готовые изделия в виде блоков, труб, бортовых камней и т.п. Строительство дороги начинается с подготовительных работ: очистки местности от леса, кустарника, камней и др. При земляных работах на строительстве насыпей высотой до 1 м основными дорожными машинами  являются автогрейдеры или бульдозеры, перемещающие и разравнивающие грунт, и катки, уплотняющие земляное полотно. На строительстве насыпей высотой до 2 м и более основные машины — скрепер, автогрейдер и каток. Для перемещения грунта используются экскаваторы, автомобили, транспортные тележки.

         При строительстве дорожной одежды количество последовательных участков (так называемых захваток) и необходимых дорожных машин зависит от характера основания и типа покрытия. Например, технологический процесс при постройке асфальтобетонного покрытия может включать возведение нижнего слоя основания из песка, верхнего из щебня, обработанного цементом, двух слоёв из битумо-минеральных смесей и покрытия из асфальтового бетона. Последовательность выполнения работ следующая: транспортировка песка, его разравнивание и уплотнение; доставка щебня, цемента и воды; перемешивание; транспортировка готовой битумо-минеральной и асфальтобетонной смеси; разравнивание и уплотнение. Для различных дорожных одежд технологический процесс изменяется, но основные операции — транспортировка материалов, укладка, разравнивание, уплотнение — остаются.

         Наиболее прогрессивным методом Д.-с. р. является поточный, при котором все работы на отдельных участках одинаковой длины ведутся специализированными подразделениями, движущимися вдоль дороги одно за другим в определённой технологической последовательности. Длина участков, как правило, составляет 200—600 м.

 Лит.: Строительство автомобильных дорог, под ред. Н. Н. Иванова, ч. 1—2, М., 1969—70; Шестоперов С. В., Дорожно-строительные материалы, М., 1969. Н. Н. Иванов.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Лесопиление -

        лесопильное производство, изготовление пиломатериалов (брусьев и досок) из брёвен. Переработка брёвен осуществляется на лесопильном заводе, который включает лесопильный и сушильный цеха, склады сырья и пиломатериалов, а также вспомогательные цеха. На складах сырья производятся: выгрузка брёвен, сортировка сырья по размерам и качеству, укладка брёвен в штабеля для зимнего хранения, оттаивание брёвен в зимнее время, окорка и подача их для распиловки в лесопильный цех. Для выполнения этих работ служат краны (кабельные, козловые, башенные), цепные и тросовые транспортёры, лебёдки, бревнотаски , сортировочные устройства, утеплённые бассейны. При поставке пиловочного сырья к заводам сплавом  устраиваются рейды для приёмки, сортировки и выгрузки брёвен.

         В лесопильном цехе производятся продольный раскрой брёвен и брусьев, а также продольный раскрой не обрезных досок и их торцовка. Для продольного раскроя брёвен и брусьев используются ленточнопильные станки , круглопильные станки  и лесопильные рамы . Из этих станков в лесопильном цехе комплектуются поточные линии с комплексной механизацией транспортных операций. Для переработки кусковых отходов на технологическую щепу применяют рубительные машины. Полученные пиломатериалы сортируют, укладывают в пакеты и транспортируют автолесовозами на склад пиломатериалов для атмосферной сушки или в сушильный цех для камерной сушки. На складах для атмосферной сушки пиломатериалы размещают в штабелях, группами, между которыми предусматривают проезды, позволяющие транспортировать по ним сырую и просушенную продукцию. В летнее время перед сушкой для предохранения пиломатериалов от поражения грибами проводят их поверхностное антисептирование. При камерной сушке процесс интенсифицируется применением подогретого воздуха или смеси топочных газов с воздухом, циркулирующих между рядами досок, уложенных в штабеля. После сушки товарные пиломатериалы на многих заводах окончательно сортируются, торцуются и укладываются в плотные транспортные пакеты, которые отгружаются потребителям. Выход пиломатериалов из брёвен составляет в среднем 60—65%.

         Лесопильные заводы часто входят в состав лесопромышленных комбинатов и лесопромышленных комплексов.

Лит.: Аксенов П. П., Технология пиломатериалов, М., 1963; Песоцкий А. Н., Лесопильное производство, М., 1970. П. П. Аксенов.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

 

Брёвнотаска -

        лесотаска, механизированное устройство для продольного транспортирования брёвен. Состоит из цепи с поперечными траверсами с шипами, захватывающими и удерживающими брёвна, двух блоков (барабанов или звёздочек), из которых один ведущий с зубьями или уступами, и приводной станции. Цепь Б. с поперечными траверсами перемещается по специальным направляющим со скоростью 0,6—0,9 м/сек. Б. состоят из отдельных секций и достигают длины 1000 м. Б. применяют для выгрузки из воды приплавленных брёвен, транспортирования их на склады сырья или в лесопильный цех. Б., подающие брёвна на склад сырья, монтируются на эстакадах высотой до 14 м, с которых брёвна раскатываются в штабели, располагаемые по обе стороны эстакады. Для выгрузки и транспортирования коротких брёвен (балансов) длиной 1—2 м Б. монтируют на фермах, которые могут перемещаться по рельсовому пути вдоль берега. Производительность Б. 300—700 м3 за смену.

 

Н. К. Якунин.

 

        Бревнотаска Б-22-3.

        Бревнотаска Б-22-3.

 

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Лесосплав -

        вид транспортирования леса по воде, при котором используется плавучесть древесины. Л. как технологический процесс входит в состав лесозаготовительных работ  и является их заключительной стадией, имеющей целью доставку заготовленных лесоматериалов  в пункты потребления или перевалки их на др. вид транспорта. Л. — массовый, наиболее дешёвый, а в некоторых районах и единственный вид транспорта древесины. В СССР ежегодно сплавляется 105—120 млн. м3 древесины, длина водных путей, используемых под Л., достигает 80 тыс. км. Различают молевой (россыпью), плотовой и кошельный Л.

         При молевом сплаве, который обычно проводится в период весеннего паводка, лесоматериалы транспортируют не связанными между собой. Он применяется на первичной речной сети при невозможности использовать др. виды транспорта; запрещается на судоходных реках, а также на реках, имеющих рыбохозяйственное значение. Для направления движения леса по лесосплавному ходу устанавливают направляющие сооружения (боны), а для временной или окончательной его задержки в определённых местах сплавной реки — лесозадерживающие сооружения (запани). При молевом сплаве часть лесоматериалов в результате потери ими плавучести тонет, засоряя русла рек, поэтому на многих реках мольвой сплав прекращен или ограничен. При плотовом сплаве лесоматериалы сплачивают (увязывают) в пучки или др. формы транспортных единиц, из которых составляют плоты (объёмом до 27 тыс. м3 и более), буксируемые теплоходами. Применяется на судоходных и временно судоходных путях. Сплотка лесоматериалов производится на воде (на акваториях сплавных рейдов) или на берегу (на плотбищах) при помощи сплоточных машин и сплоточно-транспортных агрегатов. Для проводки леса через плотины и др. гидротехнические сооружения при молевом или плотовом сплаве используют лесопропускные сооружения. При кошельном сплаве не связанные между собой брёвна транспортируют теплоходами в специальных плавучих ограждениях (кошелях) из брёвен. Такой л. осуществляется в небольших объёмах по системе озёр, а также на короткие расстояния по озеровидным участкам. Для сохранения при Л. плавучести древесины лиственных пород (например, берёзы и осины) брёвна подвергают сушке, а торцы их покрывают гидроизоляционными составами. Более совершенным видом водного транспорта лесоматериалов, не зависящим от их плавучести, является перевозка в судах. Судовые перевозки применяют для доставки лесоматериалов по водным путям, отличающимся сложными путевыми условиями (по шлюзованным судоходным и временно судоходным рекам, водохранилищам, озёрам, каналам и морям) В этих случаях лес транспортируют лесовозами. Л. организуют и проводят лесосплавные и лесозаготовительные предприятия с участием пароходств.

 

Лит.: Будыка С. Х., Манухин Г. А., Пименов А. Н., Водный транспорт леса и механизация лесосплавных работ, Минск, 1970. А. Н. Пименов.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Бо́ны -

 (от голл. boom — дерево, бревно, шлагбаум)

        (воен.), плавучие заграждения, используемые для защиты места стоянки флота или важных сооружений (мостов, плотин и т.п.) от проникновения кораблей и плавающих мин противника. Для прохода своих судов Б. имеют разводную часть, называемую боновыми воротами. При входах в морские гавани и порты Б. в виде рядов брёвен располагаются по линии или перпендикулярно линии заграждений, соединяются цепями или тросами и удерживаются якорями. На реках применяется железный трос, протянутый от одного берега к другому на поплавках. Для преграждения доступа подводным лодкам, торпедам и подводным минам применяются комбинированные Б. из брёвен с подвешенными сетями. Заградительные Б. из плавающих на поверхности моря брёвен служат для обеспечения пожарной безопасности вокруг акватории  близ складов нефтепродуктов. Б., применяемые при лесосплаве, обычно в виде связок брёвен, устанавливаются в русле реки для направления сплавляемой древесины.


Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Ленточнопильный станок -

        применяется для распиловки брёвен, брусьев, досок и древесных материалов ; режущий инструмент — ленточная пила, натянутая на шкивах. Л. с. выпускают с горизонтальным и вертикальным расположением ленточной пилы. Один из шкивов Л. с. — ведущий (у вертикальных нижний), другой снабжен устройством для натяжения пилы. По назначению различают Л. с.: тяжёлые, применяемые для продольной распиловки брёвен и кряжей; средние — для продольной (ребровой) разрезки досок и горбылей; лёгкие (столярные) — для продольной и смешанной распиловки древесины и различных древесных материалов.

         Тяжёлые Л. с. оборудованы механизмами для зажима, поворота и перемещения (продольного и поперечного) обрабатываемых брёвен. Спаренные Л. с. позволяют одновременно выпиливать из бревна брус и два горбыля. На рабочем столе средних Л. с. смонтирован механизм подачи с делительной шкалой. Изменяя наклон рабочего стола лёгких Л. с., можно распиливать доски, древесноволокнистые и т. п. под углом к их плоскости.

Л. с. характеризуются высокими скоростями резания (до 50 м/сек), малой шириной пропила (от 0,7 до 2,4 мм). Скорость подачи у тяжёлых Л. с. достигает 150 м/мин, на этих станках можно осуществлять выборочный раскрой.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Лесозаготовительное оборудование -

        машины, механизмы, вспомогательные сооружения и устройства, предназначенные для выполнения производственных операций на лесозаготовках. К Л. о. относятся моторные инструменты; транспортные средства; станки, агрегаты и полуавтоматические линии для первичной обработки древесины (обрубки сучьев, раскряжёвки и разделки хлыстов, окорки сортиментов, раскола чураков и др.); подъёмно-транспортные машины и устройства. Различают следующие виды моторных инструментов: бензиномоторные и электромоторные пилы — для валки леса , обрезки толстых сучьев, раскряжёвки хлыстов и поперечного пиления брёвен; бензиномоторные и электромоторные ручные сучкорезки; инструменты, созданные на базе пил и сучкорезок, — валочные клинья и домкраты, кусторезы, окорочники, мотосвёрла, снегоочистители, насосы, мотолебёдки и т.д. На лесозаготовках наиболее распространены пилы с бензиновыми двигателями (см. табл. 1), ежегодная потребность в таких пилах для СССР составляет 180—200 тыс. штук.

         Табл. 1. — Краткие технические данные некоторых моторных пил, выпускаемых в СССР

 

Технические данные Бензомоторные пилы Электромоторные пилы
"Дружба"-  60 "Дружба" -   4 МП-5   "Урал" ЭП-К5 ЭП-К6 ЭПЧ-3
Годы выпуска 1960-62 с 1963 с 1969 1949-57 с 1958 с 1970
Мощность  двигателя, кВт 2,6 3 4 1,5 1,7 3

Масса (для           бензиномоторных         пил в незаправленом состоянии), кг

11,3 12,4 11,6 9 9,3 9,5

 

Транспортные средства подразделяются на первичный транспорт, служащий для трелёвки (подвозки) заготовляемой древесины от места повала деревьев (лесосеки ) до погрузочных пунктов у лесовозных дорог , и транспорт, применяемый для перевозки леса по лесовозным дорогам. Для первичной транспортировки используют трелёвочные тракторы, оборудованные погрузочными щитами, тяговыми лебёдками и прицепными приспособлениями (чекерами). В СССР первый специальный гусеничный трелёвочный трактор КТ-12 был создан в конце 40-х гг. В последующие годы были созданы более мощные и совершенные трелёвочные тракторы (см. табл. 2).

         Табл. 2. — Краткие технические данные трелёвочных тракторов, выпускаемых в СССР

 

Технические данные КТ-12 ТДТ-40 ТДТ-40М ТДТ-55 ТДТ-60 ТДТ-75 ТТ-4
Годы выпуска 1947-56 1956-61 с 1961 с 1965 1958-62 с 1962 с 1973
Мощность, кВт 26 31,5 37,5 44,5 45 56 81
Масса, т 5,6 6,5 6,5 8,7 10,5 10,5 12,5

 

Колёсные тракторы более манёвренны, скорости передвижения их выше. На базе серийных колёсных тракторов (тягачей) общего назначения созданы их транспортно-трелёвочные модификации К-703 и Т-157. Для устранения ручной прицепки и отцепки при трелёвке тракторы вместо чекеров оснащаются гидромеханическими устройствами. Например, гидроманипуляторами оснащены тракторы ТБ-1 и ЛП-11-1 (на базе тракторов ТДТ-55 и ТТ-4), а гидрозахватами — колёсные тракторы-подборщики Т-157. Для транспорта в горных и заболоченных лесах применяют канатные установки с приводом от трелёвочных лебёдок ЛЛ-12, ЛЛ-14, ЛЛ-8. Для первичного транспорта используют также агрегатные лесозаготовительные машины, например валочно-трелёвочные машины  ВТМ-4 и валочно-пакетирующие ЛП-2 .

         Оборудование для первичной обработки древесины подразделяется на передвижное и стационарное. Передвижное оборудование обычно устанавливается на лесосеках или на временных лесных складах . К нему относятся агрегаты ЛО-25 для очистки стволов деревьев от сучьев и передвижные сучкорезные машины СМ-2 и СМ-55. В отдельных случаях применяют раскряжёвочные и окорочные машины, а также оборудование для производства технологической щепы. Стационарное оборудование используют на постоянно действующих лесных складах. Для очистки древесных стволов от сучьев служат полуавтоматические агрегаты ПСЛ-2М и установки для групповой очистки МСГ-2, обрабатывающие соответственно 20—25 и 100—125 м3 древесины в 1 ч. Раскряжёвка и разделка хлыстов осуществляются на полуавтоматических линиях с продольной подачей хлыстов ПЛХ-ЗАС и ЛО-15С производительностью 25—30 м3/ч. Для расколки чураков на 2 части применяют колун КЦ-7, на 2 или 4 — гидроколун ГК-2, на 2, 4 или 6 частей одновременно — гидроколун ЛО-46. Сортировка и транспортировка сортиментов производятся продольными цепными транспортёрами с полуавтоматическими сбрасывающими устройствами. Для окорки брёвен применяются окорочные станки ОК-36, ОК-63, ОК-40Б, ЛО-23.

         Лесозаготовительные предприятия оснащаются специализированным оборудованием: лесопильными рамами , шпалорезными станками , различными деревообрабатывающими станками , дробилками, оборудованием для производства древесноволокнистых и древесностружечных плит.

         Для штабелёвки и погрузки древесины в лесозаготовительном процессе используются лесопогрузочные машины , штабелёры.

         Для нормальной и эффективной эксплуатации Л. о. строятся вспомогательные сооружения и устройства — эстакады, подкрановые и подъездные пути, площадки и т.д. Для технического обслуживания и ремонта машин в лесных условиях используют передвижные боксы — профилактории, ремонтные мастерские, заправочные и подогревающие установки. Для ремонта машин в стационарных условиях строят ремонтно-механические мастерские с набором типового станочного и др. ремонтного оборудования.

         Д. К. Воевода, В. И. Алябьев.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978

Валка леса -

        одна из операций лесозаготовительного процесса. Заготовка деловой и дровяной древесины начинается с валки деревьев. В. л. предшествуют подготовительные работы: строятся подъездные пути лесовозной дороги, оборудуется погрузочный пункт, прокладываются волоки для подвозки (трелёвки) древесины, лесосеки разбиваются на отдельные делянки. Для безопасности условий труда лесосеки расчищают от сухостойных и зависших деревьев. Наиболее передовой и распространённой формой организации лесосечных работ является малая комплексная бригада, выполняющая, кроме В. л., трелёвку древесины к лесовозной дороге, а иногда и обрезку сучьев. Погрузка древесины на подвижной состав выделяется, как правило, в самостоятельную операцию.

         Валка деревьев начинается с подпила (подруба) со стороны направления валки на глубину 1/31/4 диаметра дерева с образованием вырезки-ломтя (рис. 1). Спиливают деревья в плоскости верхней кромки подпила со стороны, противоположной направлению валки. Такая техника В. л. исключает сколы деревьев, безопасна, обеспечивает строгую направленность падения деревьев. Сталкивание дерева облегчается применением гидроклиньев, приводимых в действие бензиномоторными пилами (рис. 2). Иногда для этой цели применяются валочные рычаги и лопатки. Деревья валят с таким расчётом, чтобы максимально сохранить жизнеспособный подрост в лесу, а также облегчить обрезку сучьев и набор пачек для трелёвки.

         Для В. л. применяют бензиномоторные пилы одиночного управления с консольным цепным пильным аппаратом. Наиболее распространена пила «Дружба», имеющая мощность двигателя 2,9—3,7 кВт (4—5 л. с.) и массу в заправленном состоянии; 13,6 кг. Рама пилы снабжена устройством, снижающим вибрацию на рукоятках до уровня санитарных норм. Бензиномоторная пила «Урал» (рис. 3) при той же массе имеет мощность двигателя 4 ± 0,37 квт (5,5 ± 0,5 л. с.), повышенную скорость пиления и автоматическую смазку пильной цепочки. Наряду с переносными моторными пилами на В. л. применяют валочно-трелёвочные машины .

Лит.: Сиротов И. И., Сирогов В. Н., Масленков ф. Н., Лесоэксплуатация, М., 1962; Полищук А. П., Валка леса, М., 1964. Г. К. Ступнев.

 

        Рис. 2. Валка дерева с применением гидроклина.
        Рис. 2. Валка дерева с применением гидроклина.

 

        Рис. 3. Бензиномоторная пила «Урал»: 1 — рукоятка; 2 — бензобак; 3 — двигатель; 4 — редуктор; 5 — пильный аппарат; 6 — съёмный стартёр.

        Рис. 3. Бензиномоторная пила «Урал»: 1 — рукоятка; 2 — бензобак; 3 — двигатель; 4 — редуктор; 5 — пильный аппарат; 6 — съёмный стартёр.

        Рис. 1. Валка дерева с подпилом ствола.
        Рис. 1. Валка дерева с подпилом ствола.

 

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Шпалорезный станок -

       Деревообрабатывающий станок для изготовления шпал посредством продольной распиловки брёвен. Различают Ш. с. с круглыми и с ленточными пилами. У круглопильных Ш. с. движение подачи может совершать как закрепленное на спец. каретке бревно (тюлька), так и вращающаяся пила (в этом случае распиливаемое бревно, закрепленное в зажимах, остаётся неподвижным). У ленточнопильных Ш. с. движение подачи осуществляет надёжно закрепленная распиливаемая тюлька. Круглопильные Ш. с. бывают одно- и двухпильные (верхняя дополнительная пила устанавливается в одной вертикальной плоскости с нижней основной пилой). На круглопильных Ш. с. применяются пилы толщиной 4—6 мм, диаметром 1—1,6 м; толщина пилы ленточных Ш. с. около 1,2 мм. Как круглопильные, так и ленточнопильные Ш. с. совершают продольное пиление, при этом короткая режущая кромка зубьев пил осуществляет торцовое резание; образующиеся опилки поступают в отходы. Известны ленточнопильные Ш. с., у которых движение ленточной пилы происходит параллельно волокнам распиливаемого бревна, короткая режущая кромка совершает резание вдоль волокон, а вместо опилок образуется ленточная стружка, пригодная для упаковки или производства фибролита, т. е. являющаяся товарной продукцией.

         Н. К. Якунин.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

 

Шпалы -

(от голл. spalk — подпорка)

        опоры для рельсов в виде брусьев, укладываемых на балластный слой верхнего строения пути . Ш. обеспечивают неизменность взаимного расположения рельсовых нитей, воспринимают давление от рельсов и передают его на балластный слой. В СССР Ш. изготовляют из железобетона (длиной 270 см), дерева главным образом хвойных пород, пропитанного антисептиками (275, 280 и 300 см), иногда (за рубежом) из металла. На 1 км ж.-д. пути укладывают 1600, 1840 или 2000 Ш.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Деревообрабатывающий станок -

        машина для обработки древесины с целью придания ей необходимых размеров и формы. На Д. с. из древесного сырья вырабатывают различные материалы и полуфабрикаты (брусья, доски, фанеру, стружку, древесные плиты и прочее), детали изделий и конструкций (для мебели, с.-х. машин, вагонов, судов и т.д.), а также готовые изделия (мебель, окна, двери, паркет, перекрытия к зданиям, тару, лыжи, музыкальные инструменты, канцелярские принадлежности и др.).

         По роду выполняемой работы Д. с. делятся на дереворежущие, гнутарные, сборочные, для нанесения клея и отделочные. Наиболее распространены в промышленности дереворежущие станки. На таких станках различными дереворежущими инструментами от древесины отделяется некоторая часть с целью получения заготовок, деталей или изделий заданных размеров и форм с поверхностями требуемого качества. Резание древесины выполняется распиливанием, фрезерованием, строганием, сверлением, долблением, точением, лущением и шлифованием. Стружка может быть либо отходом производства, либо продукцией (например, шпон при лущении и тонкая дощечка при безопилочном резании). Бесстружечное резание происходит при раскалывании (дровокольные станки), разрезании шпона (ножницы), вырезании штампами (шпонопочиночные станки), дроблении (дробильные и рубительные станки).

         Распиливание выполняется пилами, совершающими возвратно-поступательное, вращательное или прямолинейное движение. Фрезерование осуществляется вращающимися резцами (прямолинейными ножами или фасонными фрезами), строгание производится на строгальных станках, у которых режущие ножи установлены неподвижно (движется заготовка) или совершают возвратно-поступательное движение и срезают тонкий поверхностный слой древесины. Сверление и долбление выполняются специальными свёрлами на сверлильных, сверлильно-пазовальных и долбёжных станках. Долбление обычно производится долбёжным инструментом для образования в древесине отверстий, главным образом для шиповых соединений. В процессе точения стружка равномерной толщины срезается с поверхности вращающегося тела. Лущение представляет собой развёртку цилиндра по спирали в тонкую ленту (шпон). Лущение аналогично точению при радиальной подаче, но сопровождается обжимом стружки (шпона) и производится после предварительного пропаривания обрабатываемой древесины. При шлифовании древесины роль резцов выполняют зёрна абразивных материалов. Дробление осуществляется в дробильных или рубильных станках роторного и дискового типов с целью получения из кусковых отходов деревообрабатывающих производств (реек, горбылей и т.д.) технологической щепы для целлюлозных предприятий. На таких станках кусковые отходы дробятся ножами, установленными на валу, или металлическими планками, закреплёнными на вращающемся роторе станка.

         По способу обработки древесины, характеризуемому видом применяемого процесса резания, конструкцией режущего инструмента, особенностями исходного сырья, различают Д. с. (см. рис.): распиливающие, фрезерующие, строгальные, сверлильные, токарные, лущильные, шлифовальные, дробильные и др. По специализации дереворежущие станки делят на станки общего назначения, широко применяемые в различных отраслях народного хозяйства, и специальные — для работ, выполняемых только в определённых производствах. В небольших мастерских обычно используют разнооперационные станки (комбинированные и универсальные). Комбинированные станки имеют несколько установленных на общей станине шпинделей, каждый из которых может работать независимо от других, а универсальные снабжены одним шпинделем, на котором попеременно укрепляют различные инструменты. Отдельную группу составляют многооперационные автоматы и полуавтоматы, агрегатные станки, автоматические линии и станки-комбайны, выполняющие (одновременно или последовательно) несколько операций на обрабатываемой детали. Автоматические линии широко распространены на крупных специализированных предприятиях. Для дереворежущих станков (особенно круглопильных, ленточнопильных, фрезерных, шлифовальных) характерны высокие скорости резания (20—60 м/сек), а иногда 100 м/сек и более. В связи с большими скоростями резания рабочие валы многих типов станков имеют частоту вращения 3—6 тыс. об/мин, а копировально-фрезерных станков — до 30 тыс. об/мин.

         Станки с возвратно-поступательным движением инструмента (лесопильные рамы, фанерострогальные и некоторые др.) имеют небольшую скорость резания, не превышающую 7—8 м/сек. Подача у дереворежущих станков обычно механическая (до 100 м/мин). Большинство станков снабжено индивидуальными электроприводами мощностью от 0,5 до 200 квт. На современных станках и автоматических линиях широко используются гидро- и пневмоприводы, фотореле, ток повышенной частоты (100—400 гц), дистанционное управление.

         Гнутарные станки придают древесине требуемую форму путём изгиба без нарушения связи между частицами древесины . На сборочных станках выполняют работы по соединению отдельных деталей в узлы и изделия. К ним относятся станки для сборки деталей, склеивания, соединения шипами, шурупами, нагелями, гвоздями, скобами и т.д. Станки для нанесения клея оснащены вальцами, покрытыми резиной, или щёточными, дисковыми, роликовыми или впрыскивающими механизмами. Отделочные станки предназначены для окраски изделий и нанесения на их поверхность декоративных и защитных покрытий, обработки лаковых покрытий (шлифования и полирования). Красители наносятся на станках с вальцами; декоративные, лаковые и защитные покрытия — на специальных лаконаливных машинах, на линиях с применением струйного облива. Для шлифования поверхностей изделий под покрытие лаками служат шлифовальные станки — обычно ленточного типа (многоленточные проходные); поверхности (изделия) полируются на станках вальцового типа, а иногда при помощи тампонов. Наиболее производительны и распространены станки вальцового типа, у которых вальцы собраны из специальных хлопчатобумажных дисков.

         Лит.: Песоцкий А. Н., Лесопильно-строгальное производство, М. — Л., 1958; Афанасьев П. С., Конструкции деревообрабатывающих станков, 3 изд., т. 1, М., 1960; Якунин Н. К., Круглые пилы и их эксплуатация, М. — Л., 1960; Деревообрабатывающее оборудование. Каталог-справочник, М., 1965; Власов Г. Д., Куликов В. А., Родионов С. В., Технология деревообрабатывающих производств, 2 изд., М., 1967.

         Н. К. Якунин.

 

        Схематическое изображение принципа работы деревообрабатывающих станков: 1 — лесопильный (лесопильная рама), 2 — ленточнопильный; 3 и 4 — круглопильные; 5 — с возвратно-поступательным движением пилы; 6 — лобзиковый; 7 — шипорезный; 8 — круглопильный с цилиндрической пилой; 9 — сверлильно-зенковальный; 10 — сверлильно-фрезерный; 11 — сверлильно-долбёжный; 12 — токарный; 13 — круглопалочный; 14 — токарно-фрезерный; 15 — цепнофрезерный; 16 — фуговальный; 17 — рейсмусовый; 18 — 4-сторонний строгальный; 19 — фрезерный; 20 — пазовально-фрезерный; 21 — копировально-фрезерный; 22 — шипорезно-фрезерный; 23 — поперечно-строгальный; 24 — циклевальный; 25 — продольно-строгальный; 26 — лущильный; 27 — дробильный; 28 — рубильный; 29 — с контактными утюжками; 30 — дисковый; 31 — с контактным вальцом; 32 — цилиндровый.

        Схематическое изображение принципа работы деревообрабатывающих станков: 1 — лесопильный (лесопильная рама), 2 — ленточнопильный; 3 и 4 — круглопильные; 5 — с возвратно-поступательным движением пилы; 6 — лобзиковый; 7 — шипорезный; 8 — круглопильный с цилиндрической пилой; 9 — сверлильно-зенковальный; 10 — сверлильно-фрезерный; 11 — сверлильно-долбёжный; 12 — токарный; 13 — круглопалочный; 14 — токарно-фрезерный; 15 — цепнофрезерный; 16 — фуговальный; 17 — рейсмусовый; 18 — 4-сторонний строгальный; 19 — фрезерный; 20 — пазовально-фрезерный; 21 — копировально-фрезерный; 22 — шипорезно-фрезерный; 23 — поперечно-строгальный; 24 — циклевальный; 25 — продольно-строгальный; 26 — лущильный; 27 — дробильный; 28 — рубильный; 29 — с контактными утюжками; 30 — дисковый; 31 — с контактным вальцом; 32 — цилиндровый.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

 

Газогенераторный автомобиль -

        автомобиль, двигатель которого работает на газе, получаемом из твёрдого топлива в газогенераторе, смонтированном на его шасси. В СССР работы по созданию Г. а. были начаты в 1923, серийный выпуск Г. а. (ЗИС-13) был освоен в 1938. В качестве топлива для Г. а. используются древесные чурки (преимущественно твёрдых пород, влажностью 20—25%) либо бурый уголь. Возможно применение древесного угля, торфа, полукокса, антрацита и др. Г. а. предназначены для эксплуатации в районах, отдалённых от мест производства жидкого топлива. Г. а. широко применялись во время Великой Отечественной войны 1941—45, когда ощущался острый недостаток жидкого топлива для нужд автомобильного транспорта.

         Газогенераторная установка автомобиля состоит из газогенератора, очистительно-охладительного и газосмесительных устройств.

         При работе на генераторном газе двигатель развивает значительно меньшую мощность, чем при работе на бензине, из-за меньшей теплоты сгорания газовоздушной смеси [2,4—2,5 кДж/м3 (580—600 кал/м3)] по сравнению с бензо-воздушной [3,5—3,6 кДж/м3 (830—850 кал/м3)]. Эти потери мощности могут быть частично компенсированы повышением степени сжатия двигателя (в связи с меньшей склонностью генераторного газа к детонации), а улучшение динамических качеств автомобиля может быть достигнуто изменением передаточного отношения главной передачи.

         Относительно большая масса газогенераторной установки (примерно 350 кг) снижает полезную грузоподъёмность Г. а. Г. а. на базе автомобиля ЗИЛ-164 (грузоподъёмность 3500 кг, мощность двигателя 47 кВт) расходует на 100 км пробега 100—140 кг берёзовых чурок влажностью 25%.

Лит.: Токарев Г. Г., Газогенераторные автомобили, М., 1955. Г. Г. Терзибашьян.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

 

Газогенератор -

        аппарат для термической переработки твёрдых и жидких топлив в горючие газы, осуществляемой в присутствии воздуха, свободного или связанного кислорода (водяных паров). Получаемые в Г. газы называются генераторными. Горение твёрдого топлива в Г. в отличие от любой топки осуществляется в большом слое и характеризуется поступлением количества воздуха, недостаточного для полного сжигания топлива (например, при работе на паровоздушном дутье в Г. подаётся 33—35% воздуха от теоретически необходимого). Образующиеся в Г. газы содержат продукты полного горения топлива (углекислый газ, вода) и продукты их восстановления, неполного горения и пирогенетического разложения топлива (угарный газ, водород, метан, углерод). В генераторные газы переходит также азот воздуха. Процесс, происходящий в Г., называется газификацией топлива.

         Г. обычно представляет собой шахту, внутренние стенки которой выложены огнеупорным материалом. Сверху этой шахты загружается топливо, а снизу подаётся дутьё. Слой топлива поддерживается колосниковой решёткой. Процессы образования газов в слое топлива Г. показаны на рис. 1. Подаваемое в Г. дутьё вначале проходит через зону золы и шлака 0, где оно немного подогревается, а далее поступает в раскалённый слой топлива (окислительная зона, или зона горения 1), где кислород дутья вступает в реакцию с горючими элементами топлива. Образовавшиеся продукты горения, поднимаясь вверх по Г. и встречаясь с раскалённым топливом (зона газификации II), восстанавливаются до окиси углерода и водорода. При дальнейшем движении вверх сильно нагретых продуктов восстановления происходит термическое разложение топлива (зона разложения топлива III) и продукты восстановления обогащаются продуктами разложения (газами, смоляными и водяными парами). В результате разложения топлива образуются вначале полукокс, а затем и кокс, на поверхности которых при их опускании вниз происходит восстановление продуктов горения (зона II). При опускании ещё ниже происходит горение кокса (зона 1). В верхней части Г. происходит сушка топлива теплом поднимающихся газов и паров.

         В зависимости от того, в каком виде подаётся в Г. кислород дутья, состав генераторных газов изменяется. При подаче в Г. одного воздушного дутья получается воздушный газ, теплота горения которого в зависимости от перерабатываемого топлива колеблется от 3,8 до 4,5 Мдж/м3 (900—1080 ккал/м3). Применяя дутьё, обогащенное кислородом, получают т. н. парокислородный газ (содержащий меньшее количество азота, чем воздушный газ), теплота горения которого может быть доведена до 5—8,8 мДж {м3 (1200—2100 ккал/м3).

         При работе Г. на воздухе с умеренной добавкой к нему водяных паров получается смешанный газ, теплота сгорания которого (в зависимости от исходного топлива) колеблется от 5 до 6,7 мДж/м3 (1200—1600 ккал/м3). И, наконец, при подаче в раскалённый слой топлива Г. водяного пара получают водяной газ с теплотой сгорания от 10 до 13,4 мДж/м3 (2400—3200 ккал/м3.

         Несмотря на то, что идея Г. была выдвинута в конце 30-х гг. 19 в. в Германии (Бишофом в 1839 и Эбельманом в 1840), их промышленное применение началось после того, как Ф. Сименсом (1861) был предложен регенеративный принцип отопления заводских печей, позволивший эффективно применять генераторный газ. Изобретателями первого промышленного Г. были братья Ф. и В. Сименс. Их конструкция Г. получила повсеместное распространение и просуществовала в течение 40—50 лет. Только в начале 20 в. появились более совершенные конструкции.

         В зависимости от вида перерабатываемого твёрдого топлива различают типы Г.: для тощего топлива — с незначительным выходом летучих веществ (кокс, антрацит, тощие угли), для битуминозного топлива — со значительным выходом летучих веществ (газовые и бурые угли), для древесного и торфяного топлива и для отбросов минерального топлива (коксовая и угольная мелочь, остатки обогатительных производств). Различают Г. с жидким и твёрдым шлакоудалением. Битуминозные топлива обычно газифицируются в Г. с вращающимся водяным поддоном, а древесина и торф — в Г. большого внутреннего объёма, т. к. перерабатываемое топливо имеет незначительную плотность. Мелкое топливо перерабатывается в Г. высокого давления и во взвешенном или кипящем слое.

         По назначению Г. можно разделить на стационарные и транспортные, а по месту подвода воздуха и отбора газа на Г. прямого, обращенного и горизонтального процесса. В Г. прямого процесса (рис. 2) движение носителя кислорода и образующихся газов происходит снизу вверх. В Г. с обращенным процессом (рис. 3) носитель кислорода и образующийся газ движутся сверху вниз. Для обеспечения обращенного потока средняя часть таких Г. снабжается фурмами, через которые вводится дутьё. Так как отсасывание образовавшихся газов осуществляется снизу Г., то зона горения 1 (окислительная) находится сразу же под фурмами, ниже этой зоны следует зона восстановления II, над зоной горения 1 располагается зона III — пирогенетического разложения топлива, происходящего за счёт тепла раскалённого горящего кокса зоны 1. Сушка самого верхнего слоя топлива в Г. происходит за счёт передачи тепла от зоны III. В Г. с горизонтальным процессом носитель кислорода и образующийся газ движутся в горизонтальном направлении.

         При эксплуатации Г. соблюдается режим давления и температуры, величина которых зависит от перерабатываемого топлива, назначения процесса газификации и конструкции Г.

         Бурное развитие газовой промышленности в СССР привело к почти полной замене генераторных газов природными и попутными, т. к. себестоимость последних значительно ниже. В зарубежных странах, где мало природного газа, Г. широко применяются в различных отраслях промышленности (ФРГ, Великобритания).

Лит.: Михеев В. П., Газовое топливо и его сжигание, Л., 1966. Н. И. Рябцев

        
        

        Рис. 1. Схема прямого процесса образования газа в газогенераторе.

                Рис. 1. Схема прямого процесса образования газа в газогенераторе.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

 

Дековилька -

(дековильки), ж. (тех.). [По имени изобретателя такой железной дороги, фр. инженера Decauville.]. Вагонетка переносной железной дороги на лесных промыслах, в горном деле и др.

"По нескончаемым рельсам ползли день за днем груженные углем дековильки." Фадеев.

Большой словарь иностранных слов.- Издательство «ИДДК», 2007

 
Почтовый ящик сайта: 4_re4ka@mail.ru , (после первой четвёрки знак подчёркивания "_").  Дата изменения: 01.10.2017

При использовании материалов, опубликованных на сайте, - прямая ссылка на сайт обязательна.